Курс «Культура умственного труда»

Культура умственного труда

Практика системы непрерывного образования показывает, что выпускники школ приходят в высшее профессиональное образование во всех без исключения случаях неподготовленными к интеллектуальной деятельности на уровне, предусмотренном образовательным стандартом. В связи с этим уже четвертый год (начиная с 2011 – 2012 учебного года) студенты первого курса специальности «Клиническая психология» Уральской государственной медицинской академии с начала сентября проходят подготовку к такой деятельности. Курс «Культура умственного труда» (36 часов) представляет собой системное обучение инструментальному обеспечению интеллектуальной деятельности, то есть основам научного продуктивного мышления. Заканчиваясь в середине октября, этот курс позволяет студентам впоследствии осознанно и эффективно изучать образовательные предметы специальности. Проведение такого курса в начале обучения оправдано для любых специальностей высшего профессионального образования.

Пояснительная записка к курсу «Культура умственного труда»

Высшее профессиональное образование является очередной ступенью непрерывного образования. В вузы приходят вчерашние школьники с тем образовательным багажом, который реально можно вынести из школы. При этом становится ясно, что образовательные стандарты, особенно – в части метапредметных результатов образования, практически не реализуются. Так, специальные исследования обнаруживают у старшеклассников и студентов выраженную недостаточность понятийности мышления, понимания причинно-следственных связей между явлениями, а также неумение решать задачи, которые предлагаются как системой профессионального образования, так и жизненными ситуациями.

Успех  в  любой сфере человеческой деятельности, в том числе – в профессиональной – обусловлен тем, насколько адекватно, то есть соответственно реальности, воспринимается мир и насколько адекватно человек взаимодействует с миром. В большинстве случаев люди в процессе общения пользуются словами,   не наполненными смыслом. В  результате взаимопонимание практически исключается. Ещё чаще люди совершенно превратно представляют причины и  следствия происходящего с ними и вокруг них. Сталкиваясь с конкретными задачами, которыми нас снабжает жизнь, люди оказываются не в состоянии справиться с ними,  поскольку не понимают ни того, чего именно они хотели,  ни того, откуда это берётся на самом деле.

Образцами адекватного мышления являются установленные людьми   законы  природы, верные политические решения, достижение успеха в предпринимательской деятельности. Поскольку  известны образцы, известна и структура адекватного мышления. Она включает в себя  язык, на  котором мы общаемся с миром, законы, по которым мир живёт и  развивается и подход к решению задач, которые возникают перед  нами.

Адекватное мышление по определению продуктивно – его результатами люди могут обмениваться как любыми другими продуктами своей деятельности.

Предлагаемый курс разработан для того, чтобы в кратчайшие сроки сформировать у человека основы структуры адекватного продуктивного мышления, навыки  его развития и применения  в интересующих этого человека областях жизни, в первую очередь – в области профессиональной деятельности, целеполагания и достижения поставленных целей.

Курс включает в себя три блока. Первый  обеспечивает понимание принципов и навыки  самостоятельного формирования понятийно наполненного  языка,  что позволяет человеку чётко представлять самому предмет своих размышлений и деятельности (в первую очередь – профессиональной), а также обмениваться  информацией с другими людьми, вполне обоснованно надеясь на взаимопонимание.  Второй   блок  обеспечивает  умение понимать и самостоятельно устанавливать необходимые, существенные, устойчивые и воспроизводимые  причинно-следственные связи, то есть законы, в любых сферах жизни и для любого круга явлений, интересующих человека. Третий блок  формирует принципы и навыки решения любых задач  – от профессиональных до бытовых. Решение задач есть не что иное, как  средства и способы достижения поставленных целей.

На понимании и реализации трех перечисленных блоков курса основаны, в частности, принципы и процедура целеполагания, а также формирование необходимых для этого знаний, умений и навыков. В итоге  прохождение курса должно обеспечить возможность постановки чётких, грамотных, адекватных (то есть реально жизненно важных) и потому принципиально достижимых целей.

Формирование и  закрепление знаний, умений и навыков, приобретаемых в ходе курса, проводится на конкретных примерах, предлагаемых обучающимися и представляющих для них конкретный жизненный интерес. Важнейшим из таких интересов для студентов, осознанно выбравших определенное направление профессионального образования, является понимание содержания и методов этого образования, позволяющее активно включить такой компонент образовательной деятельности, как самообразование. Поэтому обучающимся передаются соответствующие технологии и рекомендации по дальнейшей самостоятельной работе.

Курс рассчитан на тридцать шесть академических часов. Лекционная форма работы не предполагает ограничений на численность группы. Проведение семинарских и практических занятий допускает  разбиение группы на несколько подгрупп в три-пять человек, объединяемых общими (близкими) конкретными интересами. При этом работа с подгруппами проводится одновременно в рамках группы в целом таким образом, что приобретенный в процессе работы опыт (знания, умения и навыки) подгрупп становится достоянием всей группы.

Разработанные специально для этого курса методики и приемы проблемного обучения являются одновременно средством мониторинга и оценки качества усвоения материала.

Практика проведения курса показала целесообразность контрольного мероприятия в форме выполнения индивидуального текстового задания на основе методики курса по проблеме, представляющей интерес для слушателя.

По результатам курса предполагается проведение зачета. При этом учитывается активность студентов в процессе прохождения курса и выполнения заданий по его темам.

Литература к темам представляет собой комплекс научных публикаций по разработке методологии и технологии подхода.

Программа курса

№ заня- тия Содержание занятия Тип занятия Кол-во часов

1

Понимание и научно-познавательный интеллект; современное представление о профессиональном научном мышлении (научно-познавательной деятельности) и его алгоритмической структуре Лекция

4

2

Понятия и введение их определений (таксономический подход) как условие понимания Лекция

2

3

Закрепление умений и навыков формирования определений понятий на основе методики проблемного обучения Практи-ческое занятие

2

4

Практическое применение методики формирования определений понятий в направлениях интересов обучающихся (по предложениям обучающихся); формирование собственного понятийного словаря в процессе предметного образования Практи-ческое занятие

2

5

Модель, модельность мышления, научные модели. Понятие закона. Закон и модель. Лекция

2

6

Установление (выявление) реальных адекватных причинно-следственных связей между явлениями (законов) и алгоритмизированная методика этого установления Лекция

2

7

Демонстрация технологии установления законов на примерах, предложенных обучающимися либо согласованных с ними Практи- ческое занятие

2

8

Закрепление умений и навыков установления законов совместно с обучающимися и по их предложениям. Практи- ческое занятие

2

9

Установление законов в процессе предметного образования как условие понимания Практи- ческое занятие

2

10

Проблемы и задачи, их происхождение, осознание и алгоритмическая сущность решения Лекция

2

11

Общие принципы и методика решения задач вне зависимости от сферы деятельности, порождающей эти задачи; алгоритмизированный подход Лекция

2

12

Демонстрационное решение задач по выбору (предложению) обучающихся Практи- ческое занятие

2

13

Закрепление умений и навыков решения задач. Решение задач как условие понимания Практи- ческое занятие

2

14

Применение сформированного курсом подхода к научно- исследовательской деятельности (проведению исследований) Практи- ческое занятие

2

15

Применение сформированного курсом подхода к учебно-исследовательской деятельности (усвоению учебного материала) Практи- ческое занятие

2

16

Процесс осознанного целеполагания Лекция

2

17

Практика осознанного целеполагания Практи- ческое занятие

2

                                                                                               Итого 36 ч

 Проведение такого курса возможно в любом учреждении профессионального образования с учетом предметной направленности и иной специфики образовательной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Комментарии отключены

Рубрика: Информация о курсах

Обсуждение закрыто.