О репетиторстве и здравом смысле образования

В наши дни одним из самых употребительных терминов в родительской среде (в связи с образованием) является «репетиторство». Объясняется это очевидными провалами в образовании ребенка и необходимостью «сдач» отчетных работ – от четвертных контрольных до ЕГЭ. Так что же такое репетиторство?

Воспользуемся алгоритмом введения определений понятий и получим:

  1. Репетиторство
  2. от латинского repetitor – тот, кто повторяет
  3. процесс
  4. формирования представлений
  5. необходимых для удовлетворительной формальной оценки успеваемости

СБОРКА: Репетиторством называется процесс формирования представлений, необходимых для удовлетворительной формальной оценки успеваемости.

Удовлетворительность определяется, как правило, родителями (нанимателями репетиторов) или же самим обучающимся.

Репетиторы, разумеется, бывают разными. Худшие из них добиваются воспроизведения учащимися материалов учебника. Лучшие стремятся сформировать у детей некоторые опорные представления по образовательному предмету. И в этом отношении хороший репетитор гораздо лучше плохого учителя. К тому же, в психологии хорошо известен эффект «социальной фасилитации». Он состоит в том, что человек решает легкие задачи более успешно в группе, тогда как трудные – в индивидуальной работе. Этим и объясняется популярность репетиторства как явления.

Основной минус репетиторского подхода заключается в его принципиальной фрагментарности. Рассматривается некий фрагмент материала образовательного предмета, в котором учащийся формально неуспешен. Но при этом не рассматриваются основы предмета, его сущность и смысл. В соответствии с законом «Об образовании», оно должно быть научным. Репетитор – повторюсь – не рассматривает научных основ предмета. В лучшем случае он по ходу занятий выяснит, что ребенок неуспешен (опять же, формально) еще в какой-то области этого же предмета, и рассмотрит и эту область.

Фрагментарность представлений о мире, формируемых у детей, наблюдается и в школах. Но там это хоть как-то пытаются увязать в одну, пусть и невнятную, кучу. А репетиторство – это даже не школа, и ребенок подсознательно воспринимает получаемое от репетитора как нечто, с общим образованием не связанное. И та куча, в которую сваливаются все представления, еще больше разваливается.

Поэтому за умениями и навыками без осознания их основ – безусловно, к репетиторам! В первую очередь это относится к иностранному языку, изобразительному искусству, музыке. И там нередки творческие личности, в рамках репетиторства находящие правильный подход к ребенку и его деятельности в заданном направлении. Но это не имеет отношения к общему образованию.

Есть у репетиторства и еще одна черта – как правило, срок работы репетитора достаточно неопределен. С этим обычно связана и дороговизна репетиторской услуги в целом (при, возможно, низкой цене отдельного занятия).

Принципиальная системность общего образования, его здравый смысл требуют формирования у учащегося подхода к предметному содержанию образования. Общего, единого, научного подхода. Этого требует образовательный стандарт. И правильно требует. Стандарт прямым текстом требует формирования у учащихся в рамках этого подхода научных инструментов понимания. Многолетняя практика работы как с детьми, так и со взрослыми людьми показала, что связное, организованное педагогическое воздействие на человека с целью формирования образовательного подхода не должно превышать 20 часов (10 занятий). Так уж, по-видимому, устроен человек. Поэтому для реализации здравого смысла образования нужно не репетиторство, выхватывающее непонятные и непонимаемые фрагменты предметов и опустошающее кошельки родителей. Нужно разовое формирование подхода к пониманию сущности и содержания всех образовательных предметов. В соответствии с требованиями Стандарта, которые, честно говоря, просто не выполняются – ни школой, ни репетиторами. А сформировав такой подход, ребенок сможет осознанно учиться. Особенно если в формировании подхода принимали участии родители, впоследствии присматривающие за его поддержанием.

Отзывов (7)

Рубрика: Интересное

7 отзывов на О репетиторстве и здравом смысле образования

  1. Мне понравилось.

  2. Спасибо за статью, все по делу.

  3. Спасибо за статью, всегда рад почитать вас!

  4. Наткнулся случайно на Ваш блог. Теперь стану постоянно просматривать. Надеюсь, не разочаруете и дальше

  5. Отличный сайт, нашла много интересного для себя

  6. Интересные сайт. Пишите больше. С удовольствием буду читать

  7. ну реально хороший сайт

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>