ЕГЭ – неизбежность странного мира

Простой тест. Подчеркнуть полезное:

  1. ЕГЭ
  2. ГИА
  3. ГАИ

Ответ понятен: ну, уж точно не ЕГЭ. Да и не ГИА тоже. А вот ГАИ, как её ни брани, порядок на дорогах обеспечивает. А что обеспечивает ЕГЭ? Откуда он взялся, этот ЕГЭ? А взялся он из обычной триады: всеобщее желание равенства и справедливости для своих детей; ограниченность, недостаточная грамотность и стремление поживиться на этом желании тех, кто берется эти равенство и справедливость провести в жизнь; злонамеренность тех, кто видит справедливость в равном убожестве и неконкурентоспособности всех наших детей на национальном уровне. То есть традиционной российской триады: «халява» – «глупость» – «завистливое почтение к иностранщине».

Очень не хочется учиться, но картинка светлого будущего туманит взор. А какое светлое будущее без диплома о высшем образовании? Купить диплом в подземном переходе – поймают и накажут. Ну, не заниматься же всерьез образованием – своим и своих детей!

Если сосед богат и успешен, надо делать ручкой или ножкой так, как он делает, и тогда у делающего все тоже будет «океюшки». А кто у нас богат и успешен? Те, кто без устали тестируют своих обучающихся по всем мыслимым и немыслимым поводам и считают, что таким образом оценивают качество их общего образования и уровень их образованности. Несмотря на то, что уже давно известно: общее образование должно быть направлено на понимание и освоение процессов получения результатов, а не на запоминание и угадывание самих результатов. На самом деле тест может быть «входным» инструментом, то есть в какой-то мере позволять судить о возможности допуска к деятельности, но никак уж не о понимании ее сущности «на выходе». Поскольку понимание связано со способом мышления, с его структурой, а не с результатом, обнаружить понимание тестированием в принципе не представляется возможным. Все это лежит на поверхности, но магия успешности богатого соседа, живущего этим тестированием, столь сильна, что застит здравый смысл. И доброхоты, изначально, возможно, и искренне, отправляются по знакомому пути к варягам, которые «всё лучше знают и умеют». Такая вот у них уничижительная глупость. Именно уничижительная, унижающая соотечественников, а не самоуничижительная, связанная с осознанием своей собственной управленческой неполноценности.

А варяги и рады: без ракет и смертоносного оружия – запросто обнулить возможности идеологического и экономического противника. По крайней мере, хотя бы уравнять шансы – сами-то варяги далеко провалились с образованием. Свои экономические и технологические успехи они поддерживают рекрутированием со всего мира остатков свершившейся без их участия образованности в обмен на приобщение ее носителей к достаточно призрачным бытовым преимуществам.

Сейчас все известно и понятно: ЕГЭ – это смертельный для образования трюк. Откуда нашему обществу брать кадры в непростой экономической и политической ситуации – неизвестно. Уже снизили все допустимые планки. Уже пришли к необходимости подъема этих планок обратно, ближе к прежнему уровню. Уже частично вернули вступительные экзамены в вузы. Но отменить ЕГЭ вряд ли возможно – вложены совершенно сумасшедшие деньги, и у этой кормушки пасется диковинное множество крепко присосавшихся натаскивателей и тестирователей. А реальный уровень образованности наших детей продолжает стремительно падать. Что же делать в сложившейся ситуации?

ЕГЭ, конечно, будет совершенствоваться, направленно двигаясь к отражению здравого смысла. А здравый смысл образования – в обучении пониманию. Пониманию всего – истории, математики, семейной жизни, кулинарии… В школе это должно делаться на примерах понимания образовательных предметов – их сущности и назначения в образовании. То есть, как существующий стандарт и предполагает, обеспечивается необходимый язык – научная понятийная база каждого образовательного предмета. На этом языке рассматриваются причинно-следственные связи, важные в рамках предмета, то есть законы, которыми мы этот предмет описываем. На основании понимания законов решаются задачи предмета. Так вот, эта финишная фаза предметной образовательной деятельности, из-за которой все и затеяно, ВСЕГДА должна приводить к результату, который можно оценить. Результат можно «загрузить» в тест, если уж так неймется. Но правильный результат можно: а) угадывать (и тогда образование и образованность – не при чем); б) указывать на основе осознанного решения задачи (а это уже понимание). В первом случае можно только натаскивать непонятными способами – а это все-таки жульничество и натаскивающего и натаскиваемого. Причем в конечном итоге за это жульничество пожизненное наказание отбывает натаскиваемый. Во втором случае нет ничего проще – усвоил язык, понял закон, решил задачу и, нате вам, выбрал верный ответ в тесте. И никакого тебе натаскивания. Сберегаются нервы всех участников, деньги и, главное, будущее ребенка. А всего-то – научиться думать. Как и предполагает его величество Стандарт.

Так что уж «не так страшен черт, как его малютка» (современная версия давно известной поговорки). «Черт» – это, несомненно, ЕГЭ. А «малютка» – сборище его бездумных, а порой – безумных, реализаторов. И противостоять ему может только внесение в неизбежный ЕГЭ здравого смысла. То есть реального понимания образовательных предметов. ВСЕХ, как и предусматривает смысл ОБЩЕГО образования.

Ваш отзыв

Рубрика: Интересное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>