Талант, одаренность, профессионализм

Мы все много, очень много говорим о талантах – своих собственных, наших детей и особенно – успешных взрослых. И, как всегда, говорим непонятно о чем. Поэтому и делаем с талантами и их предполагаемыми носителями непонятно что. А раз так – то и учим непонятно чему и непонятно зачем. Вот и надо разобраться – что есть что и к чему надо стремиться, чтобы во вполне развернутом взрослом состоянии личности она, эта личность, стала достаточно успешной.
Обычно понятие «талант» ассоциируется с представлениями об одаренности, чаще всего – на уровне синонима. То есть под талантом понимают высокий уровень развития способностей, проявляющийся в творческих видах деятельности, что фактически соответствует определению одаренности. Увы, неверно понимают! Вообще-то талант – древнегреческая крупная денежная единица. Ее нельзя «развить», но можно подарить. Это – «дар», полученный от природы при рождении, то есть врожденное индивидуальное свойство личности особенно ярко воспринимать те или иные грани окружающего мира или внутреннего мира человека. Не вызывает сомнения то обстоятельство, что в отсутствие ряда выраженных патологий талантливы все дети. Только вот мы все время неправомерно сужаем представления о таланте: видит яркие краски – талант! Издает сладостные звуки – талант! Различает эти звуки – тоже талант! А если соответствующий особо чувствительный рецептор зарыт где-то в месте, недопустимом для публичного упоминания? Что – не талант? Да конечно же, талант!
Итак, таланты есть у всех, и не по одному. А как мы узнаем о них? Да через проявления в жизненной практике – вот как. Проявляется талант в деятельности – он есть для нас и для носителя таланта. Видим, что дар им получен. Он одарен. Потому и называем значимое проявление таланта в деятельности одаренностью. Ну, вот, выяснили, что человек одарен, и ждем от него (или для него?) успешности. Как много их, одаренных, сгинуло в безвестности, так никому ничего и не дав, да и сами не получив. Сколько декалитров слез, продавленных диванов и нарубленных социальных дров.
В городе Екатеринбурге есть школа, которую создали специально для одаренных детей. Не талантливых, не мотивированных в отношении образования, а именно УЖЕ одаренных. Собрали их, объяснили им, что они одаренные. Так зачем еще учиться? Вот и не слышно что-то о реальной массовой успешности детей этой школы. Глава авторского коллектива создателей «Концепции одаренности», выдающийся психолог Владимир Дмитриевич Шадриков был чрезвычайно возмущен, узнав о таком «педагогическом подходе».
Общее образование нужно для того, чтобы человек стал реально свободным. Эрих Фромм определил свободу как «способ действий, основанный на осознании альтернатив и их последствий». Вот общее образование и должно формировать возможность этого осознания. Тогда из альтернатив человек выбирает подходящую ему, то есть представляющую для него интерес. А выбрав – публично заявляет об этом своем интересе. Такое ответственное публичное заявление о круге своих интересов древние римляне называли profiteоr. Отсюда и произошло слово «профессия». По-разному можно профессией владеть. Специалист – всего лишь пришедший в профессию человек и получивший подготовку в определенной области деятельности. А вот профессионал – это специалист, не совершающий принципиальных ошибок в сфере своей компетенции. Обществу нужны профессионалы. Общество их любит и платит деньги не за профессию, а за профессионализм. Правда, их не любят отдельные люди – профессионалы слишком погружены в свою деятельность и задают слишком высокую планку требований к качеству выполнения этой деятельности. Как же их любить? Неуютно на их фоне! Но именно они обеспечивают прогресс, да и вообще всю нашу жизнь на Земле. И как их мало – примерно единицы на десятки тысяч специалистов!
Так, может быть, ориентировать детей не на публичность или моду в выборе деятельности, которые, возможно, принесут им какие-то деньги. А возможно, что и не принесут – голоса теряются, мода меняется. Может быть, надежнее ориентировать их на формирование профессионализма? Это никогда не подведет! Но, правда, профессионализм невозможен без прохождения по цепочке «общее образование – осознанный выбор – профессиональное образование – осознанное стремление к профессионализму в процессе работы». Специалист может быть узким. Узкого профессионала быть не может. Со всеми вытекающими последствиями.

Отзывов (2)

Рубрика: Интересное, Советы родителям

2 отзывов на Талант, одаренность, профессионализм

  1. Юрий Сафроненко

    Очень любопытную тему, Вы затронули. Очень.
    Образование.
    Я со своими коллегами, уже 8-мь лет изучаю «Технологии эффективного образования». Мы пошли по необычной стезе. Нас интересовал вопрос, «почему у различных преподавателей, различные ученики хорошо обучаются?». мы нашли ответ и развили его. Вначале, мы создали группы аналитиков среди своих сотрудников, среди студентов, среди школьников старших классов (заняло пару дней).
    Затем все вместе, в этих группах, выявили особенности заинтересованности в обучении. Ни одного слова об образовании не было сказано! !!
    На базе этих особенностей, преподавателям были созданы условия обучения групп учащихся, которые по нашим исследованиям, им подходят. Были разработаны методики.
    Результаты весьма интересны. Уже 8-мь школ, 3-и ВУЗА используют.
    Очень любопытную тему, Вы затронули.
    Очень.

  2. Юрий Сафроненко

    «Талант, одарённость, профессионализм».
    Начну с одарённости. Такие люди есть. Как выявить одарённых?
    Рассказав и продемонстрировав, разработанную методику выявления одарённости, попал в «немилость» к собственной дочери (2-й курс ВУЗа).
    Что было: вначале, мы с дочерью, отобрали, в течении 2-х часов, студентов 2-го курса (124 человека), которые предрасположены к изучению философии. О философии, со студентами, разговора не было вообще. Косвенные методы, самые точные.
    Затем, выполнили тест студентов с преподавателем.… и дело сдвинулось. На сегодня 3-и группы студентов, успешны.
    Что у Вас за методики?
    Чем мы можем быть полезны?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>