Что мы можем сделать для взрослых

Разработанная нами технология интеллектуального образования лежит и в основе ряда тренингов, позволяющих прошедшим их людям адекватно представлять важные для них явления действительности и обеспечивать планирование и осуществление действий, адекватных этой действительности и способам ее изменения. В число таких явлений входят необходимость целеполагания, ситуации, связанные с трудовой деятельностью и личной, в том числе – семейной, жизнью. Тренинги содействуют системному формированию ключевых компетенций, обеспечивающих успешность личности. Приведем здесь информацию о типичном тренинге, имея в виду то обстоятельство, что возможны различные его модификации.

Тренинг «Адекватное мышление, целеполагание и решение жизненных задач»

Успех в любой сфере человеческой деятельности обусловлен тем, насколько адекватно, то есть соответственно реальности, воспринимается мир и насколько адекватно человек взаимодействует с миром. В большинстве случаев люди в процессе общения пользуются словами, не наполненными смыслом. В результате взаимопонимание практически исключается. Ещё чаще люди совершенно превратно представляют причины и следствия происходящего с ними и вокруг них. Сталкиваясь с конкретными задачами, которыми нас снабжает жизнь, люди оказываются не в состоянии справиться с ними, поскольку не понимают ни того, чего именно они хотели, ни того, откуда это берётся на самом деле.

Образцами адекватного мышления являются установленные людьми законы природы, верные политические решения, достижение успеха в предпринимательской деятельности. Поскольку известны образцы, известна и структура адекватного мышления. Она включает в себя язык, на котором мы общаемся с миром, законы, по которым мир живёт и развивается и подход к решению задач, которые возникают перед нами.

Одним из наиболее ярких примеров использования адекватного мышления является процедура целеполагания. Реальное целеполагание возможно только при помощи адекватного языка и на основе надёжно установленных причинно-следственных связей, то есть законов.

Основное содержание нашей активной жизни — деятельность, направленная на достижение поставленных целей вне зависимости от того, сколь они адекватны и грамотно поставлены.

Предлагаемый тренинг разработан для того, чтобы в кратчайшие сроки сформировать у человека основы структуры адекватного мышления , навыки его развития и применения в интересующих этого человека областях жизни, в первую очередь — в области целеполагания и достижения поставленных целей.

Программа тренинга

Тренинг включает в себя четыре блока. Первый обеспечивает понимание принципов и навыки самостоятельного формирования языка, что позволяет человеку чётко представлять самому предмет своих размышлений и деятельности, а также обмениваться информацией с другими людьми, вполне обоснованно надеясь на взаимопонимание.

Второй блок обеспечивает умение понимать и самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи, то есть законы, в любых сферах жизни и для любого круга явлений, интересующих человека.

Третий блок посвящён основам целеполагания, формированию знаний, умений и навыков в этой области. Его прохождение должно обеспечить участнику возможность постановки чётких, грамотных, адекватных (то есть реально жизненно важных) и потому принципиально достижимых целей. Четвёртый блок формирует принципы и навыки решения любых задач — от законотворчества до деторождения. А это и есть не что иное как средства и способы достижения поставленных целей.

Формирование и закрепление знаний, умений и навыков, приобретаемых в ходе тренинга, проводится на конкретных примерах, предлагаемых участниками тренинга и представляющих для них конкретный жизненный интерес. Участникам тренинга передаются технологии и рекомендации по дальнейшей самостоятельной работе.

Тренинг рассчитан на двадцать рабочих часов в течение двух-трёх дней при составе группы до двадцати человек. Отработка навыков пользования подходом предусматривает разбиение группы на несколько подгрупп в три-пять человек, объединяемых общими конкретными интересами. В ходе работы и по её окончании возможно проведение консультаций.

Надо отметить, что существует и активно рекламируется множество тренингов, связанных с процедурой целеполагания. Поэтому считаем нужным отметить здесь основные отличия нашего тренинга целеполагания от других одноименных.

  1. Само представление о цели, как правило, неверно и потому формируется на уровне практического мышления: в результате цели подменяются либо способами, либо этапами их достижения. Примеры – зарабатывание денег как цель, приобретение уровневых автомобилей как цель и т.д.
  2. Все «мотиваторы» ссылаются на Маслоу, принципиально неверно его трактуя: он имеет в виду СУБСТАНЦИОНАЛЬНЫЕ, то есть сущностные, потребности, из которых вытекают роли личности. В процедуре же осознанного целеполагания мы имеем дело с уже сложившимися на самом деле ролями, существующими у личности чаще всего в скрытом виде (их надо еще помочь личности выявить). В этом случае из ролей вытекают ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ, стремление к удовлетворению которых и заставляет ставить цели. Примеры: потребность размножаться – субстанциональная, создать для этого хорошую семью – функциональная; жить в защищенном от неприятных внешних влияний месте (пещере, землянке и т.д.) – субстанциональная, удобный (функциональный) дом для семьи в экологически чистой обстановке – функциональная.
  3. Во всех известных нам тренингах целеполагания, в отличие от нашего, не рассматривается построение систем приоритетов ролей, потребностей, целей. А без этого цели не могут быть устойчивыми и, тем более, достижимыми.
  4. Процедура планирования достижения цели представляет собой решение задачи и потому должна основываться на понимании и использовании определенных законов, которые, в случае необходимости, нужно уметь устанавливать. Кроме того, к планам предъявляются специфические требования, о которых большинство людей даже не подозревает.
  5. Процедура запуска и выполнения программы достижения цели представляет собой систему осознанных психологических воздействий личности на себя. Этому никто, кроме нас, не учит.
  6. Наконец, восприятие личностью достигнутой цели и готовность к коррекции цели ПОСЛЕ ее достижения также должны быть предметом тренинговой работы.