Что мы можем сделать для детей

 

  • Курс «Все предметы хороши» для учащихся 5 – 7 классов

Цель курса: Адаптировать учащихся к структуре и содержанию предметного образования в основной школе.

Перейти на страницу курса>

 

  • Курс «Давайте подумаем» для учащихся 8 – 11 классов

Цель курса: Сформировать у учащихся умения и навыки научно-познавательного продуктивного мышления, предусмотренные стандартом общего образования.

Перейти на страницу курса>

 

  • Курс «Физика? Проще всего!» для учащихся 9 – 11 классов

Цель курса: Сформировать у учащихся адекватное представление о предмете «физика», а также развить инструментальные умения научно-познавательной и учебно-исследовательской деятельности на примере простейших моделей явлений.

Перейти на страницу курса>

 

  • Курс «Профессия: свобода выбора» для учащихся 9 – 11 классов

Цель курса: Оказать учащимся содействие в осознанном выборе профессии.

Перейти на страницу курса>

 

Причины необходимости таких курсов

Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования предполагает научность этого образования и формирование инструментальных компетенций в области интеллектуальной деятельности. Сюда относятся:

  • компетенция в области самостоятельного формирования понятийного аппарата, необходимого для познавательной и, в частности, образовательной деятельности;
  • компетенция в области установления причинно-следственных связей – необходимых, существенных, устойчивых и воспроизводимых, то есть законов;
  • компетенция в отношении общего, универсального подхода к решению задач – как образовательных, так и жизненных.
Результаты специально проведенного исследования показали, что эти компетенции в настоящее время В ПРИНЦИПЕ не формируются не только в процессе общего образования, но и всей системой непрерывного образования в целом.

С точки зрения психологии формирование инструментальных компетенций означает формирование специальных психических механизмов, то есть, в конечном счете, интеллекта – свойства личности адекватно отражать действительность и обеспечивать действия, адекватные этой действительности и способам ее изменения.

Это называется обучением думанью. То есть адекватному продуктивному мышлению. На его основе можно общаться, договариваться и строить свое и общее будущее.
Мы можем научить этому детей и взрослых.

Однако наиболее эффективной является индивидуальная работа с детьми в этих направлениях. Мы категорически против репетиторства в его традиционном понимании. Оно, с нашей точки зрения, чрезвычайно вредное явление, поскольку не несет понимания предмета, а содействует лишь репродуктивному воспроизведению обучающимся фрагментов предметных программ.

Обучение думанью, то есть интеллектуальное образование, возможно только путем формирования ПОДХОДА к инструментальному обеспечению интеллектуальной деятельности. Это подход «ЯЗЫК – ЗАКОН – ЗАДАЧА», детально описанный в наших работах.

Практика нескольких десятилетий работы с учащимися показала, что при индивидуальных занятиях и занятиях в малых группах:

  1. Учебное время, затрачиваемое на формирование подхода, не должно существенно превышать двадцати часов (десяти занятий).
  2. Безусловным является требование участия в работе с учащимся родителя, занимающегося образовательной деятельностью и воспитанием ребенка, поскольку ему предстоит понимать изменения, происходящие с ребенком и впоследствии поддерживать сформированный подход и развитие этого подхода.
  3. Необходимым условием работы с обучающимися является наличие у них мотивации в отношении работы с нами или, по крайней мере, согласия на такую работу. Такое наличие выясняется в процессе специальной предварительной двухчасовой встречи с учащимся и родителями, в ходе которой определяются реальное образовательное состояние ребенка, необходимость работы с ним и характер программы (из перечисленных выше), если необходимость очевидна.
  4. Столь же необходимым условием является выполнение учащимся заданий, поскольку усвоение подхода возможно только в деятельности (в данном случае – интеллектуальной). Учащийся принимает на себя ответственность за такую деятельность, а родители – за ее поддержание.
Слово «обучение» используется выше в смысле контролируемой передачи и усвоения информации, обязательной и необходимой при консультировании учащихся и студентов в рассматриваемых направлениях образовательной деятельности. Таким образом, в целом наша деятельность в отношении индивидуальной работы с учащимися носит принципиально консультационный характер.